программа подготовка к школе

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 2-обр от 23.08.2023г.
Индивидуальный предприниматель
Тарновская Ю.С.

Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Подготовка к школе»

г. Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ:

Оглавление
Раздел 1. Основные характеристики программы образовательной программы дополнительного
образования детей «Подготовка к школе» ИП Тарновская Юлия Сергеевна ........................................3
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................................................3
1.2 Цели и задачи программы ....................................................................................................................6
1.3 Содержание программы .......................................................................................................................7
1.3.1 Учебный план......................................................................................................................................7
1.3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .....................................................................................................................10
1.3.3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН .......................................................................................................................22
1.3.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ........................................................................................................27
1.3.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ ............................................................35
По окончанию обучения дети овладевают знаниями и умениями: .....................................................36
Методика проведения обследования уровня развития ........................................................................39
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного
образования ...............................................................................................................................................42
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОКА ПРОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ «ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ» .....................................................................42
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БЛОКА ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«АЗБУКА» ....................................................................................................................................................42
2.3 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ....................................43
2.4 Кадровое обеспечение .......................................................................................................................44
2.4 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ..........................................................................................................................44
2.5 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ..................................................................................................................44
2.6 Список литературы ..............................................................................................................................45

2

Раздел
1.
Основные
характеристики
программы
образовательной программы дополнительного образования
детей «Подготовка к школе» ИП Тарновская Юлия Сергеевна
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между
тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не
те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те,
которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Основные задачи программы:
•

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

•

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,
желания учиться;

•

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 4 – 6-летнего возраста.
Она предполагает развитие ребенка с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В
ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать
новое,

наилучшим

образом

формируется

личность

ребенка,

развивается

его

самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы
будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и
решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при
поступлении ребенка в школу.
Порядок организации работы группы «Подготовка к школе» формируются из детей
дошкольного возраста;
•

продолжительность обучения составляет (сентябрь — май)
3

•

наполняемость групп до 8 человек;

Наполняемость – до 8 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и
индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей.
Вид программы: модифицированная программа.
В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех
особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют
становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в
школе.
Исходя из этого, образовательная программа дополнительного образования «Подготовка к
школе» построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического
развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи:
произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
Модифицированная дополнительная образовательная программа «Подготовка к школе»
имеет социально-педагогическую направленность и составлена из двух блоков занятий на
основе программ:
- развития математических представлений «ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ»,
предлагаемой Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой для дошкольной подготовки;
- авторская методика интенсивного обучения чтению «Азбука», предлагаемой О. В.
Лысенко.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Образовательная программа Дополнительного образования «Подготовка к школе»
рассчитана на один учебный год. Общее количество часов программы - 128.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 4 раза в неделю во второй половине дня. Занятия могут проводиться
спаренно.
Продолжительность

занятия

для

каждой

группы

составляет

25

минут

(один

академический час). Занятия могут проводиться в любой день недели.
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

4

Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам.
Цели:
•

расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

•

развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)

•

формирование гармоничной личности,

•

всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному
его обучению в общеобразовательной школе

Ожидаемые результаты:
Математика – дети знают все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей
числа. Сравнение чисел. Соотносят цифры (0-9) с количеством предметов. Решают задачи на
сложение и вычитание в одно действие.
Азбука – дети знают алфавит; умеют отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находят
нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирают слова на заданную букву; делят слова
на слоги, читают.

Наименования объектов, помещений с перечнем основного учебного оборудования
Адрес осуществления образовательной программы дополнительного образования детей
«Подготовка к школе»: 620137, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Сакко и
Ванцетти, д.105, корп. 2, 1 этаж, нежилые помещения 1-10, кадастровый номер
66:41:040133:1348

5

1.2 Цели и задачи программы
Основной целью образовательной программы дополнительного образования «Подготовка
к

школе»

является

всестороннее

развитие

ребенка,

что

позволит

обеспечить

формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника,
развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности,
которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и
положительное отношение к школе.
В

ходе

реализации

образовательной

программы

дополнительного

образования

«Подготовка к школе» решаются следующие задачи:
Образовательные:
- изучение букв и звуков;
- изучение основ математического счета;
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в парах и в группах.
Развивающие:
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность;
- развитие пространственного, логического и креативного мышления.
Воспитательные:
- формирование устойчивого интереса к математике и чтению, умения работать в
коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию
- воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств, доброжелательности,
трудолюбия,

честности,

порядочности,

ответственности,

аккуратности,

терпения,

предприимчивости, патриотизма, чувства долга;

6

1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план
БЛОК № 1 «ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ» (Практический курс
математики для дошкольников)
Номер
темы

1-4
5
6
7
8
9-10
11
12
13
14
15
16-17
18-19
20
21
22
23-24
25
27
28
29-30
31-32
33
34-35
36
37
38-39
40-41
42
43-44
45
46-47
48-49
50-51
52-53
54
55-56
57
58-64

Наименование раздела, темы

Часть и целое. Формы геометрических
фигур
Число и цифра 1
Число и цифра 2
Число 3
Число и цифра 3
Числа и цифры 1-3
Точка. Линия. Прямая и кривая линии
Луч. Отрезок
Незамкнутые и замкнутые линии
Ломаная линия. Многоугольник.
Число 4
Число и цифра 4
Числовой отрезок
Слева, справа
Пространственные отношения
Число 5
Число и цифра 5
Числа и цифры 1-5
Внутри, снаружи
Число 6
Число и цифра 6
Повторение
Число 7
Число и цифра 7
Числа и цифры 6-7
Раньше, позже
Измерение объема
Число и цифра 8
Числа и цифры 6,7,8
Число и цифра 9
Измерение площади
Число и цифра 0
Измерение длины
Измерение длины
Число 10
Сравнение по массе
Измерение массы
Часы
Повторение

Общее
количество
учебных
часов

В том числе
Теоре- Практичетических
ских

4

2

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
1
1
1
2
2
1
2
1
1

1
1
1

2

1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

Форма
аттестации/
контроля

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
диагностика
7

БЛОК № 2 «АЗБУКА». Обучение чтению дошкольников
Номер
темы

Наименование раздела, темы

1

Выделение первого звука в слове

Общее
количество
учебных
часов
1

В том числе
ТеореПрактичетических
ских
1

Форма
аттестации/
контроля

2
3

Звук и буква «А»
Выделение первого звука в слове

1
1

1
1

опрос
опрос

1

1

опрос

1

1

опрос

1
1
2

1
1
1

1

опрос
опрос
опрос

опрос

6
7
8

Звук и буква «О»
Выделение второго и третьего звука
в слове. Звук и буква «У»
Звуки согласные и гласные. Буква
«Ы»
Учим звук и букву «Э»
Твердые и мягкие согласные
Учим звуки «М», «М’»

9

и букву «М»
Что такое слоги? Учим звуки

2

1

1

опрос

10

Звуки «Р», «Р’», буква Р
Учим звуки «Н», «Н’»

2

1

1

опрос

11

и букву «Н»
Учим звуки «Л», «Л’»

2

1

1

опрос

12
13

и букву «Л»
Учим звук и букву «И»
Учим звуки «К», «К’»

2
2

1
1

1
1

опрос
опрос

14

и букву «К»
Учим звуки «Г», «Г’»

2

1

1

опрос

15

и букву «Г»
Учим звуки «С», «С’»,

2

1

1

опрос

16

Буква С
Учим звуки «З», «З’»

2

1

1

опрос

17

и букву «З»
Учим звуки «Т», «Т’»

2

1

1

опрос

18

и букву «Т»
Учим звуки «Д», «Д’»

2

1

1

опрос

19

и букву «Д»
Учим звуки «Б», «Б’»

2

1

1

опрос

20

и букву «Б»
Учим звуки «П», «П’»

2

1

1

опрос

21

и букву «П»
Учим звуки «Ж», «Ж’»

2

1

1

опрос

4
5

8

22

и букву «Ж»
Учим звуки «Ш», «Ш’»

1

1

опрос

1

1

опрос

1

1

опрос

24

и букву «Ш»
Второй закон чтения. Читаем
стечение согласных. Соблюдаем
нормы орфоэпии. Читаем сочетание
«ШИ»
Учим звуки «В», «В’»

25
26
27
28

и букву «В»
Учим звук «Ф» и букву «Ф»
Учим букву «Й»
Учим букву «Я»
Письмо с буквой «Я»

2
1
1
1

1
1
1
1

29

Первая работа буквы «Я»
Обозначение звуков Й А буквой

1

1

опрос

30
31
32

Вторая работа буквы «Я»
Учим букву «Х»
Учим букву «Е»
Письмо с буквой «Е»

1
1
1

1
1
1

опрос
опрос
опрос

33

Первая работа буквы «Е»
Обозначение звуков Й Э буквой

1

1

опрос

23

1

опрос
опрос
опрос
опрос

«Я»

«Е»
34
35
36

Вторая работа буквы «Е»
Учим букву «Ч»
Учим букву «Ю»
Письмо с буквой «Ю»

1
1
1

1
1
1

опрос
опрос
опрос

37

Первая работа буквы «Ю»
Обозначение звуков Й У буквой

1

1

опрос

38
39

Вторая работа буквы «Ю»
Учим букву «Ё»
Письмо с буквой «Ё»

1
1

1
1

опрос
опрос

40

Первая работа буквы «Ё»
Обозначение звуков Й О буквой

1

1

опрос

1
1
2

1
1
1

опрос
опрос
опрос

1

1

«Ю»

«Ё»
41
42
43
44

Вторая работа буквы «Ё»
Учим букву «Щ»
Учим букву «Ц»
Соблюдаем нормы орфоэпии.
Читаем сочетания «ЦИ» и «ЦЕ»
Читаем слова без разделения на
слоги. Стечение двух согласных

1

опрос
9

(закрепление)
Учим букву «Ь»
Учим букву «Ъ»
«Страна Азбука»

45
46
47

1
1
1

1
1
1

опрос
опрос
диагностика

1.3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
БЛОК № 1 «ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ» (Практический курс
математики для дошкольников)
№
занятия

1-4

Тема
Часть и целое. Формы
геометрических фигур

Задачи
Повторить смысл сложения и вычитания,
взаимосвязи между частью и целым; формы
геометрических фигур
Повторить порядковый и количественный счет;

5

Число и цифра 1

уточнить представление о цифре как знаке,
обозначающей число, познакомить со способом
печатания цифры 1
Повторить порядковый счет; значение слова

6

Число и цифра 2

«пара»; познакомить со способом печатания
цифры 2

7

Число 3

Сформировать представление о составе числа 3
из двух меньших
Уточнить представление о составе числа 3 из

8

Число и цифра 3

двух меньших; познакомить со способом
печатания цифры 3

9-10

11

12

13

Числа и цифры 1-3
Точка. Линия. Прямая и
кривая линии
Луч. Отрезок
Незамкнутые и замкнутые
линии

Повторить числа 1-3: образование, написание,
состав.
Сформировать представление о точке, прямой и
кривой линиях; тренировать умение чертить
прямые и кривые линии
Сформировать представление о луче, отрезке и
способе их черчения с помощью линейки
Дать представление о замкнутых и незамкнутых
линиях; закрепить пространственные
10

представления
14

15

Ломая линия.
Многоугольник.
Число 4

Сформировать представления о ломанной линии
и многоугольнике
Сформировать представление о составе числа 4
из двух меньших
Уточнить представление о составе числа 4 из

16-17

Число и цифра 4

двух меньших; познакомить со способом
печатания цифры 4
Познакомить со способом сложения и

18-19

Числовой отрезок

вычитания путём присчитывания и
отсчитывания единицы на числовом отрезке

20

21

22

Слева, справа
Пространственные
отношения
Число 5

Закрепить умение ориентироваться в
пространстве относительно себя
Тренировать умения ориентироваться в
пространстве, действовать по алгоритму и
выражать выполненные шаги в речи.
Сформировать представление о составе числа 5
из двух меньших
Уточнить представление о составе числа 5 из

23-24

Число и цифра 5

двух меньших; познакомить со способом
печатания цифры 5

25

Числа и цифры 1-5

27

Внутри, снаружи

28

Число 6

Повторить числа 1-5: образование, написание,
состав
Уточнить пространственные представления
(внутри, снаружи)
Сформировать представление о составе числа 6
из двух меньших
Уточнить представление о составе числа 6 из

29-30

Число и цифра 6

двух меньших; познакомить со способом
печатания цифры 6

31-32

Повторение

33

Число 7

Повторить числа 1-6: образование, написание,
состав
Сформировать представление о составе числа 7
из двух меньших
11

34-35

Число и цифра 7

Сформировать представление о составе числа 7
из двух меньших
Уточнить представление о составе числа 6 из

36

Числа и цифры 6-7

двух меньших; познакомить со способом
печатания цифры 7

37

Раньше, позже

Уточнить временные представления (раньше,
позже)
Сформировать представления об объеме
(вместимости), сравнении сосудов по объему с

38-39

Измерение объема

помощью переливания; сформировать
представления об измерении объемов с
помощью мерки, зависимости результата
измерения от выбора мерки

40-41

Число и цифра 8

42

Числа и цифры 6,7,8

43-44

Число и цифра 9

Познакомить с образованием и составом числа
8, цифрой 8.
Повторить числа 6-8: образование, написание,
состав
Познакомить с образованием и составом числа
9, цифрой 9
Сформировать представления о площади фигур,

45

Измерение площади

сравнении фигур по площади непосредственно
и с помощью условной мерки.

46-47

Число и цифра 0

Сформировать представления о числе 0 и его
свойствах
Формировать умение сравнивать длины

48-49

Измерение длины

предметов «на глаз» и с помощью
непосредственного наложения
Закрепить представления об измерении длины с

50-51

Измерение длины

помощью мерки и умение практически измерять
длину отрезка заданной меркой

52-53

Число 10

54

Сравнение по массе

Сформировать представления о числе 10: его
образовании, составе, записи
Познакомить с новым пособом сравнения
предметов по массе с помощью чашечных весов
12

Закрепить представления об измерении массы
55-56

Измерение массы

предметов с помощью различных видов весов, о
сложении и вычитании масс предметов
Сформировать представление о разных видах

Часы

57

часов, тренировать умение определять время по
часам
Закрепить представления о свойствах
предметов, сложении и вычитании групп
предметов, взаимосвязи целого и частей,

58-64

Повторение

геометрические представления; повторить
сравнение чисел на наглядной основе,
взаимосвязь целого и частей, состав чисел в
пределах 10

БЛОК № 2 «АЗБУКА». Обучение чтению дошкольников
Тема урока
1

Цель

Выделение первого звука в

- познакомить детей с понятием «звук», «буква»; –

слове

дать понятие об артикуляционном аппарате;
- развивать интерес и внимание к слову;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к
другу.

2

Звук и буква «А»

- познакомить детей со звуком «А»
(артикуляция звука);
- учить находить этот звук в словах;
- познакомить детей с буквой А;
- развивать умение определять 1-й звук в слове;
- развивать способность называть слова с заданным
звуком;
-развивать фонематический слух.
Правило чтения: смотрим на букву – называем
звук!

3

Выделение первого звука в

- познакомить детей со звуком «О».

13

слове

- уточнить произношение звука в словах и в

Звук и буква «О»

изолированном виде.
- учить придумывать рифмы слов.
-развивать фонематический слух.
- воспитывать умение выслушивать ответы других
детей.

4

Выделение второго и

- закрепить знания детей о звуке «А», «О».

третьего звука в слове. Звук

- познакомить детей со звуком «У». - уточнить

и буква «У»

произношение звука в изолированном виде и в
словах.
- учить делить слова на слоги.
- формировать умение отвечать на вопросы.

5

Звуки согласные и гласные.

- закрепить знания детей о гласных звуках. -

Буква «Ы»

познакомить детей со звуком «Ы».
- учить определять наличие звука в слове. продолжать учить делить слова на слоги. развивать фонематическое восприятие.
- воспитывать интерес и внимание к слову.

6

Учим звук и букву «Э»

- продолжать учить делить слова на слоги. познакомить детей со звуком «Э». - учить
определять наличие звука в словах. - учить называть
слова с этим звуком.
- воспитывать умение выслушивать ответы других.

7

Твердые и мягкие согласные - знакомство с двумя волшебникам из страны слов –
Тим и Том.
- учимся превращать твердые звуки в мягкие, и
наоборот
- учимся записывать мягкие согласные
- учимся обозначать схемами твердые и мягкие
звуки

8

Учим звуки «М», «М’»

- познакомить детей со звуками ««М» и «М’». 14

и букву «М»

познакомить детей с твердыми и мягкими
согласными звуками.
- учить интонационному выделению звука в слове.
- учить называть 1-й звук в слове.
- воспитывать умение выслушивать ответы
товарищей.

9

Что такое слоги? Учим звуки - познакомить детей со звуками «Р» и «Р’». Звуки «Р», «Р’», буква Р

продолжать учить определять 1-й звук в слове. закрепить умение интонационно выделять звук в
словах.
-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.
- развивать интерес и внимание к слову.

10

Учим звуки «Н», «Н’»

- познакомить детей со звуками «Н» и «Н’».

и букву «Н»

- продолжать учить дифференцировать звуки по
твердости и мягкости.
- закреплять умения детей определять 1-й звук в
слове.
- развивать интерес и внимание к слову.

11

Учим звуки «Л», «Л’»

- познакомить детей со звуками «Л» и «Л’». -

и букву «Л»

продолжать учить дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить отличать согласные звуки от гласных. закрепить умение определять 1-й звук в слове. познакомить детей с многозначностью слов. воспитывать стремление участвовать в общей
работе на занятии.

12

Учим звук и букву «И»

- познакомить детей со звуком «И». – учить
определять наличие звука в словах. - учить называть
слова с этим звуком. - совершенствовать навыки
доброго отношения друг к другу.

13

Учим звуки «К», «К’»

- познакомить детей со звуками «К» и «К’». 15

и букву «К»

продолжать учить определять 1-й звук в слове. учить дифференцировать твердые и мягкие
согласные звуки.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу.

14

Учим звуки «Г», «Г’»

- познакомить детей со звуками «Г» и «Г’». -

и букву «Г»

продолжать определять 1-й звук в слове. - учить
дифференцировать твердые и мягкие согласные.
- развивать фонематический слух.
- воспитывать умение выслушивать ответы друг
друга.

15

Учим звуки «С», «С’»,

- познакомить детей со звуками «С» и «С’». -

Буква С

закрепить умение детей определять твердые и
мягкие согласные звуки. - продолжать учить
определять 1-й звук в слове
- развивать фонематический слух.
- воспитывать стремление участвовать в работе на
занятии.

16

Учим звуки «З», «З’»

- познакомить детей со звуками «З» и «З’». - учить

и букву «З»

интонационному выделению звука в слове.
- продолжать учить делить слова на слоги. развивать умение определять 1-й звук в слове.
- развивать интерес и внимание к слову. воспитывать положительную самооценку у детей.

17

Учим звуки «Т», «Т’»

- познакомить детей со звуками «Т» и «Т’». -

и букву «Т»

продолжать учить дифференциации звуков по
твердости и мягкости.
- учить определять 1-й звук в слове
- развивать умение называть слова со звуками «Т» и
«Т’».
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.
16

18

Учим звуки «Д», «Д’»

- познакомить детей со звуками «Д» и «Д’». - учить

и букву «Д»

интонационному выделению звука в слове.
- закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д’». закрепить умение определять 1-й звук в слове. воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу.

19

Учим звуки «Б», «Б’»

- познакомить детей со звуками «Б» и «Б’»

и букву «Б»

- учить дифференцировать звуки на твердые и
мягкие.
- закреплять умение определять 1-й звук в словах.
- развивать интерес и внимание к слову.

20

Учим звуки «П», «П’»

- познакомить детей со звуками «П» и «П’». -

и букву «П»

продолжать учить интонационному выделению
звуков в словах.
- продолжать учить дифференцировать согласные
звуки по мягкости и твердости. - продолжать учить
определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и
внимание к слову.

21

Учим звуки «Ж», «Ж’»

- познакомить детей со звуком «Ж».

и букву «Ж»

- учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.
– учить называть слова с этим звуком. - продолжать
учить подбирать рифмы к словам. – развивать
речевое внимание и фонематический слух.
- воспитывать дружеские взаимоотношения.

22

Учим звуки «Ш», «Ш’»

- познакомить детей со звуком «Ш».

и букву «Ш»

- учить интонационно выделять звук в словах.
- дать знания о том, что произносить согласные
звуки нам помогают зубы, губы, язык
- развивать речевое внимание и фонематический
слух.
- закрепить знания детей о звуке «Ж».
17

23

Второй закон чтения. Читаем - в ходе работы с алфавитом выясняем с детьми, что
стечение согласных.

есть три буквы, которые всегда произносятся

Соблюдаем нормы орфоэпии. твёрдо. Они никогда не смягчаются. Даже если
Читаем сочетание «ШИ»

рядом буквы-смягчители.
- отрабатываем слова с сочетаниями «ШИ».
- закрепить знания детей о звуках «Ш».
- учить называть слова на заданный звук.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.

24

Учим звуки «В», «В’»

- познакомить детей со звуками «В» и «В’». -

и букву «В»

продолжать учить интонационному выделению
звуков «В» и «В’» в словах. - учить определять 1
звук.
- закрепить умение делить слова на слоги. воспитывать желание заниматься и узнавать новое.

25

Учим звук «Ф» и букву «Ф»

- познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф’». продолжать учить определять 1-й звук в слове. учить дифференциации звуков по твердости и
мягкости.
- учить называть слова на заданный звук. развивать фонематический слух и речевое
внимание.

26

Учим букву «Й»

- познакомить детей с правилами чтения слов с
буквой «Й»

27

Учим букву «Я»

- закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я».
- продолжать учить определять позицию звука в
слове.
- продолжать учить выделять в словах первый и
последний слоги.

28

Письмо с буквой «Я»

- создать условия на уроке для знакомства учащихся

Первая работа буквы «Я»

с начертанием новой буквы
18

- научить соединять ее с ранее изученными буквами
- упражнять учащихся в письме их сочетаний в
слогах, словах, предложениях
29

Обозначение звуков Й А

- создать условия на уроке для знакомства учащихся

буквой «Я»

с начертанием новой буквы

Вторая работа буквы «Я»

- научить соединять ее с ранее изученными буквами
- упражнять учащихся в письме их сочетаний в
слогах, словах, предложениях

30

Учим букву «Х»

- познакомить детей со звуками «Х» и «Х’». - учить
определять 1-й звук в слове.
- закрепить умение дифференцировать звуки. развивать умение называть слова с заданным
звуком.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.
- воспитывать умение выслушивать ответы
товарищей.

31

Учим букву «Е»

- продолжать расширять представление о словах. познакомить детей с протяженностью слов.
- учить делить слова на слоги.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.
-развивать фонематический слух.
- формировать навыки вежливого общения.

32

Письмо с буквой «Е»

- закрепить умение дифференцировать звуки. -

Первая работа буквы «Е»

развивать умение называть слова с заданным
звуком.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.

33

Обозначение звуков Й Э

- создать условия на уроке для знакомства учащихся

буквой «Е»

с начертанием новой буквы
19

Вторая работа буквы «Е»

- научить соединять ее с ранее изученными буквами
- упражнять учащихся в письме их сочетаний в
слогах, словах, предложениях

34

Учим букву «Ч»

- познакомить детей со звуком «Ч».
- дать знания о том, что звук «Ч» бывает только
мягким.
- учить определять 1-й звук в слове.
- развивать фонематическое восприятие.

35

Учим букву «Ю»

- закрепить умение дифференцировать звуки. развивать умение называть слова с заданным
звуком.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.

36

Письмо с буквой «Ю»

- закрепить умение дифференцировать звуки. -

Первая работа буквы «Ю»

развивать умение называть слова с заданным
звуком.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.

37

Обозначение звуков Й У

- создать условия на уроке для знакомства учащихся

буквой «Ю»

с начертанием новой буквы

Вторая работа буквы «Ю»

- научить соединять ее с ранее изученными буквами
- упражнять учащихся в письме их сочетаний в
слогах, словах, предложениях

38

Учим букву «Ё»

- закрепить умение дифференцировать звуки. развивать умение называть слова с заданным
звуком.
- развивать фонематический слух и речевое
внимание.

39

Письмо с буквой «Ё»

- закрепить умение дифференцировать звуки. -

Первая работа буквы «Ё»

развивать умение называть слова с заданным
звуком.
20

- развивать фонематический слух и речевое
внимание.
40

Обозначение звуков Й О

- создать условия на уроке для знакомства учащихся

буквой «Ё»

с начертанием новой буквы

Вторая работа буквы «Ё»

- научить соединять ее с ранее изученными буквами
- упражнять учащихся в письме их сочетаний в
слогах, словах, предложениях

41

Учим букву «Щ»

- познакомить детей со звуком «Щ».
- дать знания о том, что звук «Ч» бывает только
мягким.
- продолжать учить интонационному выделению
звука в слове.
- продолжать учить сравнивать слова по звучанию.
- развивать умение подбирать слова с заданным
звуком.

42

Учим букву «Ц»

- познакомить детей со звуком «Ц».
- учить интонационному выделению звука «Ц» в
слове.
- сравнение слов по звучанию.
- развивать умение подбирать слова с заданным
звуком.
- развивать интерес и внимание к слову.

43

Соблюдаем нормы орфоэпии. - создать условия на уроке для знакомства учащихся
Читаем сочетания «ЦИ» и

с начертанием новой буквы

«ЦЕ»

- научить соединять ее с ранее изученными буквами
- упражнять учащихся в письме их сочетаний в
слогах, словах, предложениях

44

Читаем слова без разделения - освоить способы чтения слов, не разделенных на
на слоги. Стечение двух

слоги

согласных (закрепление)

- овладеть способом чтения со стечением двух
согласных
21

45

Учим букву «Ь»

- овладеть способом чтения с буквой «Ь»

46

Учим букву «Ъ»

- овладеть способом чтения с буквой «Ъ»
- объяснить значение букв в словах.
- упражнять в дифференциации гласных и
согласных звуков.
- упражнять в звуковом анализе слов.

47

«Страна Азбука»

- обобщить знания детей о гласных и согласных
буквах.
- уметь отличать гласные буквы от согласных.
- уметь восстанавливать нарушенную
последовательность звуков и слогов в структуре
слова.
- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.
- развивать интерес и внимание к слову.
- воспитывать умение давать положительную
оценку ответам товарищей.
Повторение. Индивидуальные коррекционные
занятия.

1.3.3 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

1

Часть и целое. Формы
геометрических фигур

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

Тема урока

октябрь

№
п/п

сентябр
ь

БЛОК № 1 «ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ» (Практический курс
математики для дошкольников)

4
22

2

Число и цифра 1

1

3

Число и цифра 2

1

4

Число 3

1

5

Число и цифра 3

1

6

Числа и цифры 1-3

2

7

Точка. Линия. Прямая и
кривая линии

1

8

Луч. Отрезок

1

9

Незамкнутые и замкнутые
линии

1

10

Ломая линия.
Многоугольник.

1

11

Число 4

1

12

Число и цифра 4

1

13

Числовой отрезок

2

14

Слева, справа

2

15

Пространственные
отношения

1

16

Число 5

1

17

Число и цифра 5

2

18

Числа и цифры 1-5

1

19

Внутри, снаружи

1

20

Число 6

1

21

Число и цифра 6

2

22

Повторение

2

23

Измерение длины

1

24

Повторение

1

25

Измерение длины

2

26

Число 7

1

27

Число и цифра 7

1

1
23

28

Числа и цифры 6-7

1

29

Раньше, позже

1

30

Измерение объема

2

31

Число и цифра 8

2

32

Числа и цифры 6,7,8

1

33

Число и цифра 9

2

34

Измерение площади

1

35

Число и цифра 0

2

36

Число 10

2

37

Сравнение по массе

1

38

Измерение массы

2

39

Часы

1

40

Повторение

1

41

Упражнения по выбору
детей

2

4

Итого: 64 часа

1

Выделение первого звука в
слове
Звук и буква «А»

2

2

Выделение первого звука в
слове
Звук и буква «О»

1

3

Выделение второго и
третьего звука в слове. Звук
и буква «У»

1

4

Звуки согласные и гласные.
Буква «Ы»

1

5

Учим звук и букву «Э»

1

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Тема урока

сентябрь

БЛОК № 2 «АЗБУКА». Обучение чтению дошкольников

24

6

Твердые и мягкие согласные

7

Учим звуки «М», «М’»
и букву «М»

2

8

Что такое слоги? Учим
звуки
Звуки «Р», «Р’», буква Р

2

9

Учим звуки «Н», «Н’»
и букву «Н»

2

10

Учим звуки «Л», «Л’»
и букву «Л»

2

11

Учим звук и букву «И»

2

12

Учим звуки «К», «К’»
и букву «К»

2

13

Учим звуки «Г», «Г’»
и букву «Г»

2

14

Учим звуки «С», «С’»,
Буква С

2

15

Учим звуки «З», «З’»
и букву «З»

2

16

Учим звуки «Т», «Т’»
и букву «Т»

2

17

Учим звуки «Д», «Д’»
и букву «Д»

2

18

Учим звуки «Б», «Б’»
и букву «Б»

2

19

Учим звуки «П», «П’»
и букву «П»

2

20

Учим звуки «Ж», «Ж’»
и букву «Ж»

2

21

Учим звуки «Ш», «Ш’»
и букву «Ш»

1

22

Второй закон чтения.
Читаем стечение согласных.
Соблюдаем нормы
орфоэпии. Читаем
сочетание «ШИ»

1

23

Учим звуки «В», «В’»

2

1
25

и букву «В»
24

Учим звук «Ф» и букву «Ф»

2

25

Учим букву «Й»

1

26

Учим букву «Я»

1

27

Письмо с буквой «Я»
Первая работа буквы «Я»

1

28

Обозначение звуков Й А
буквой «Я»
Вторая работа буквы «Я»

1

29

Учим букву «Х»

1

30

Учим букву «Е»

1

31

Письмо с буквой «Е»
Первая работа буквы «Е»

1

32

Обозначение звуков Й Э
буквой «Е»
Вторая работа буквы «Е»

1

33

Учим букву «Ч»

1

34

Учим букву «Ю»

1

35

Письмо с буквой «Ю»
Первая работа буквы «Ю»

1

36

Обозначение звуков Й У
буквой «Ю»
Вторая работа буквы «Ю»

1

37

Учим букву «Ё»

1

38

Письмо с буквой «Ё»
Первая работа буквы «Ё»

1

39

Обозначение звуков Й О
буквой «Ё»
Вторая работа буквы «Ё»

1

40

Учим букву «Щ»

1

41

Учим букву «Ц»

1

42

Соблюдаем нормы
орфоэпии. Читаем
сочетания «ЦИ» и «ЦЕ»

2

26

43

Читаем слова без
разделения на слоги.
Стечение двух согласных
(закрепление)

1

44

Учим букву «Ь»

1

45

Учим букву «Ъ»

1

46

«Страна Азбука»

1
Итого: 64 часа

1.3.4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
«АЗБУКА». Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению.
Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и
начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и
другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает
объем

высказываний,

используются

различные

типы

сложных

предложений.

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто
взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный
образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует
как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор
позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в
общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и
достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также
с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества
и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние
предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети
учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг,
высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие
по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в
построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются
различными

интонациями:

вопросительной,

восклицательной,

повествовательной.
27

Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в
точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5 годам ребенок
правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5
лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ:
определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и
количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения
чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 6 годам начинают
формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция
речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная
деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
План работы первого этапа обучающего блока «Азбука» осуществляется в следующих
направлениях:
1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
2. Развитие мелкой моторики руки.
3. Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической
структурой речи.
4. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
5. Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
6. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
7. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний,
предложений.
8. Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
9. Знакомство с начальными грамматическими категориями.
10. Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи.
Словоизменение и словообразование.
11. Подготовка руки к письму.
В первый год обучения (5–6 лет) не ставится задача научить детей читать большие слова и
тексты, основная задача – выучить буквы, познакомить со звуками, научить читать слоги,
приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только
интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Также в этот период необходимо
научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять
звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.
28

«ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ» (Практический курс математики для
дошкольников)
На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе.
Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации
активной деятельности ребенка. Занятие проводится не только к работе за столом над
страничкой учебного пособия. Тетради используются в основном для закрепления
сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка.
Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в
дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не
выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Для проведения
физкультминутки используются речевки или небольшие детские песенки.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных
ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для формирования у
них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В
течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же
дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было
трудным. Эта обратная связь помогает педагогу впоследствии скорректировать свою
работу.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой
на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок
на занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени
сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и
стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям
операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее
способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены
задания, которые даются в схематизированной или знаковой форме. Такие задания в
учебном пособии

помечены звездочкой.

Они

предназначены для

детей

более

подготовленных и могут выполняться только по их желанию.
29

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая
комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого
ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их
нормального психофизического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления,
творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические
объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно
встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Структура рабочих тетрадей
Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от конкретной
ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования
демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее
подходящие для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и
обеспечивая реализацию поставленных целей адекватными средствами.
Обычно для работы в группе отбираются 3 – 4 задания, а остальные рекомендуется
выполнить дома вместе с родителями, но только по желанию детей (задания,
рекомендованные для занятий дома, предварительно разбираются на занятиях). Пособие
предоставляет родителям, которые этого желают, внести свою лепту в дело развития и
воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем помогает
организовать общение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему
усвоению материала, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между
старшим и младшим, необходимые им в дальнейшем для решения как учебных, так и
жизненных проблем.
1. Введение в игровую ситуацию.
На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в
познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать
ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в
мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в
предметной деятельности и установлением его причины.

30

3.«Открытие» нового способа действий.
Детям предлагается и после согласования с ними, принимается новый способ
действий.
4. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.
На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного
способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.
5. Повторение и развивающие задания.
Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры,
направленной на развитие ранее сформированных способностей.
6. Итог занятия.
В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на
занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.
Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает
поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и
начальной школы. Игровые технологии формируют воображение и символическую
функцию сознания, у ребенка возникает ориентация в собственных чувствах и
формируются навыки их культурного выражения, что позволяет дошкольнику включится
в коллективную деятельность и общение. Благодаря использованию игровой деятельности
в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественнооцениваемой деятельности учения. Технология «Педагогика сотрудничества» является по
сути «проникающей» технологией.
Целевые ориентации.
•

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

•

Гуманно-личностный подход к ребенку.

•

Единство обучения и воспитания.

Суть данной технологии в том, чтобы идти в системе образования не от учебного
предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей,
которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей,
которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Практические методы.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнения

подразделяются

на

подражательно-исполнительные,

конструктивные,

творческие.
При обучении детей часто используются различные виды конструирования и
31

моделирования. Например, дети конструируют цифры из элементов, одну большую
фигуру из более мелких частей и т.д. Моделирование – это процесс создания моделей и их
использование в целях формирования представлений о структуре объекта, об отношениях
и связях между элементами этих объектов. При обучении математике часто применяется
знаково-символическое моделирование. Например, при решении задач используются
графические

изображения

условии

задачи.

Использование

модели

предполагает

определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, обобщения).
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями,
вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация

в

развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, игра в «магазин»,
«теремок» и др. дети распределяют роли и с помощью масок, деталей одежды, речевых и
неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью
вступают в определенные взаимоотношения в игре.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в
соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует и
активизирует деятельность детей.
Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных
способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Использование игровых упражнений на занятии (имитация действий: медведи едят
кашу, летит самолет, прыгает воробей) вызывает эмоционально-положительный настрой
детей, снимает у них напряжение.
Использование

речевых

упражнений

предполагает

проговаривание

вслух

алгоритма действий, повторение речевок для физкультминуток и т.д.
Выполнение

любых

упражнений

и

методов

способствует

формированию

практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие
условия:
•

осознание ребенком цели. Это зависит от четкости

постановки задачи,

использования правильного показа, способов выполнения, расчлененности показа
сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей
ребенка;
•

систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на занятиях, во
внеклассное время, в различных жизненных ситуациях);

•

постепенное усложнение условий с учетом возрастных и индивидуально32

психологических особенностей ребенка;
•

осознанное выполнение практических и речевых действий;

•

самостоятельное выполнение на заключительном этапе работы.

Наглядные методы.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание (картин, макетов),
просмотр диафильмов, кинофильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, показ
образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве
самостоятельных методов.
Использование

пособия

облегчает

усвоение

материалов,

способствует

формированию разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает усвоение
материала более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность работы
педагога.
Использование наглядных пособий способствует уточнению и расширению
представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный
эмоциональный фон для проведения работы по обучению детей.
Наглядные средства должны:
•

быть хорошо видны всем;

•

подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей
работы;

•

соответствовать задачам работы учителя на данном этапе обучения;

•

сопровождаться точной и конкретной речью;

•

словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитикосинтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Словесные методы
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ - форма обучения, при которой изложение материала педагогом носит
описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или
ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной,
выразительной речи, подготовке детей к последующей самостоятельной работе, для
обогащения словаря и закрепления грамматических форм речи. Рассказ предполагает
воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому
общению, обмену впечатлениями.
Беседы в зависимости от дидактических целей могут быть предварительными,
итоговыми, обобщающими.
33

В ходе предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает установку
на усвоение новой темы.
Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации приобретенных в
ходе занятий умений и навыков. При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся
факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При
дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты
для его подтверждения.
Использование беседы должно соответствовать следующим условиям:
•

опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и
навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

•

соответствовать

логике

мыслительной

деятельности

ребенка,

учитывать

особенности его мышления;
•

активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные
приемы, в том числе наводящие вопросы;

•

вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

•

характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам работы.

Словесные приемы
В процессе обучения используются словесные приемы: показ образца, пояснение,
объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.
Например, при записи примера на сложение наряду с показом написания на доске,
учитель комментирует написание, объясняет его, обращает внимание на грамотное и
четкое произношение.
Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения
задания, способа и характера его выполнения. Она способствует совершенствованию
качества учебного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает
формированию самоконтроля и самооценки.
При

оценке

индивидуально-

деятельности

психологические

ребенка

необходимо

особенности.

учитывать

Неуверенных,

возрастные

застенчивых,

и

остро

переживающих детей следует чаще поощрять, проявлять педагогический такт при оценке
их работы.

34

1.3.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Показатели результативности образовательной программы
Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень культуры обучающихся

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Выставки, конкурсы, оценка уровня
выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной
активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа, опрос.

Уровень развития коммуникативных
способностей

Игра – беседа, наблюдение

Уровень развития символических
способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня
развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку
удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и
навыки

контролируются

на

текущих

занятиях,

занятиях-повторениях,

занятиях

обобщениях.
Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:
Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка.
Второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой
педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные
рекомендации родителям на лето.
С целью презентации обученности детей проводятся «открытые» занятия с детьми для
родителей, при организации участия в праздниках, в ходе проведения тематических
праздников, например: «Праздник числа» и другие, постоянно действующие выставки
достижений детей. В числе традиционных мероприятий учреждения – День открытых
дверей, праздники Осени, Новогодняя елка, Мамин день, День здоровья, Масленица,
Выпускной праздник, в каждом из которых дети принимают участие, и наблюдается
степень обученности воспитанников.

35

В качестве перспективной формы презентации обученности педагог использует
портфолио воспитанника (листы с выполненными заданиями). Листы с выполненными
заданиями проверяются индивидуально у каждого ребенка. Если какое-либо задание
вызывает трудность у большинства детей, целесообразно рассмотреть на последующих
занятиях аналогичное в новой игровой ситуации, при индивидуальных затруднениях
проводится индивидуальная работа и консультирование родителей.
После проверки листы с дополнительными заданиями складываются в папку или
вклеиваются в альбом. Папка в начале года была пустой, а к лету наполнится многими
интересными работами. За год там собираются все работы ребенка. Таким образом,
формируется первое портфолио ребенка.

По окончанию обучения дети овладевают знаниями и умениями:
1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей;
2. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь
между частью и целым;
3. Уметь находить части целого и целое по известным частям;
4. Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
5. Уметь называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа;
6. Уметь соотносить цифру с количеством предметов;
7. Уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки,
располагать
1. предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины,
высоты;
8. Уметь в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять
целые
2. фигуры из их частей;
9. Уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
10. Уметь называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.
11. Уметь относить предметы к определенной логической группе;
12. Уметь различать понятия «живое - не живое»;
13. Уметь различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета
(какой?), действие (что делает?);
36

14. Уметь употреблять в речи правильную грамматическую форму слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие;
15. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
16. Владеть навыком словообразования;
17. Владеть приемами артикуляционной гимнастики;
18. Различать слова по звучанию и протяжности;
19. Уметь интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
20. Различать на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
21. Читать слова из 3-4 букв;
22. Знать значение Ъ и Ь знаков в словах;
23. Знать алфавит (полное название букв);
24. Уметь определять 1й звук в слове;
25. Составлять предложение с заданным словом;
26. Уметь владеть тембром и темпом речи;
27. Различать понятия «буква - звук»;
28. Определять наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
29. Владеть понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;

37

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

Дата проведения _________ Педагог доп.образования ___________________________

ИТОГО

Умение называть части суток

клетчатой бумаги

Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе

числа

Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее

Умение соотносить цифру с количеством предметов

пользоваться порядковыми и количественными числительными

Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно

уравнивать их двумя способами

Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,

ребенка

Умение находить части целого и целое по известным частям

Имя

взаимосвязь между частью и целым

п/п

Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать

Фамилия

предметов и совокупностей

№

Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных

БЛОК № 1 «ИГРАЛОЧКА – СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ» (Практический курс математики
для дошкольников)

Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный
характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и
т.д. (средний уровень);
2 балла –проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит
от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей,
настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.
(высокий).

38

Блок «АЗБУКА»
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной
деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости
проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет
достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце
первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит
повторение с закреплением пройденного материала.

Методика проведения обследования уровня развития
математических представлений детей
1. Умение пересчитывать предметы.
Цель: выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который
ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение
головой, переставляет матрешки в ряд). Перед ребенком по кругу расставлены 8
матрешек. Сколько матрешек? Сосчитай.
2. Сравнение двух групп предметов. Цель: выявить способ сравнения двух групп
предметов (множеств). Перед ребенком 9 уточек и 9 уточек в виде числовой фигуры
буквы «Т». Сравни, где уточек больше, меньше. Почему ты так думаешь? Докажи.
Ребенок может пересчитать уточки. Как еще можно определить, что их поровну? Ребенок
может продемонстрировать способ наложения или приложения.
3. Отсчитывание предметов. Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по
заданному числу. Перед ребенком на столе 5 матрешек и 10 кружков. Отсчитай на 1
кружок меньше, чем здесь матрешек и т. д.
4. Сложение и вычитание.
Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 14-1=13 6-1=7 6+2=7 20+1=19 7-2=5
10-1=9 17+1=18 8+1=10 4-4=1 13+1=14. Дети производят вычислительные действия, найди
ошибку, исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять
разными способами.
5. Представления о цифрах.
Цель: выявить представления о цифрах. Перед ребенком цифры от 0 до 10 в случайном
порядке. Разложи цифры по порядку. Назови цифры, которые тебе показываю. Покажи
цифры: 2,7,4,9,3.
6. Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел.
Перед ребенком на листе изображено число 12 – синим цветом, а число 22 – красным.
Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство.
39

7. Умение определять соседей числа ….. 1….; ….. 5…..; ……17…..; 7 …. ….;
Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры.
8.Умение сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков: больше, меньше, равно.
5….7; 6…2; 3…4; 5…8; 15…15; 17…18; 19…10; 0…6; 28…27; 99..100; 52…25;
9. Умение ориентироваться в математической задаче.
Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать
ее.
Рабочие красили забор. Сначала они израсходовали две банки краски, а потом еще одна.
Сколько банок краски потребовалось на покраску забора? (фиксируется ответ и
рассуждения ребенка).
10. Умение решать логические задачи.
Цель: выявить умение решать логические задачи.
По столбу ползла божья коровка. Проползла два метра и остановилась отдохнуть
как раз в середине столба. Сколько еще метров осталось проползти божьей коровке до
самого верха?
11. Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней недели.
Разложи согласно последовательности событий и т д. (ребенку предлагается набор
картинок).
12. Умение соотносить полоски по величине.
Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда,
знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда.
Перед ребенком в случайном порядке 5 полосок, отличающихся на 0,5 см (15, 15,5; 16;
16,5; 17 см). Разложи полоски по порядку от самой длинной. (фиксируется способ
соизмерения: приложение, наложение, глазомер, измерительные навыки).
13. Умение классифицировать геометрические фигуры.
Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку.
На листе бумаги наклеены или нарисованы геометрические фигуры разные по размеру,
цвет, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный,
равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция,
пятиугольник. Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько
разных типов фигур? (наивысший уровень, если ребенок объединяет в одну группу
многоугольники или четырехугольники; низкий уровень, если перечисляет все фигуры.)
14. Представления о геометрических формах.
Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять
Признаки геометрических фигур (наличие углов).
40

Перед ребенком на карточке в ряд изображены шестиугольник, пятиугольник,
четырехугольник. Художник, рисуя эти фигуры, загадал одну хитрость. Разгадай ее и
скажи, какую фигуру здесь надо нарисовать? Если ребенок не смог ответить на этот
вопрос, тогда ему предлагается несколько карточек с разными фигурами, среди которых
есть треугольник. Попробуй из этих фигур выбрать ту, которую надо нарисовать
(треугольник). Попросить ребенка объяснить свой выбор.
15. Представление об условной мерке. Измерение длины. Перед ребенком картонная
мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и
результат записать цифрами и сравнить. Фиксируется способ сравнения, измерительные
навыки.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала
2 балла - ребенок имеет высокий уровень математических представлений, способность
мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает
правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность,
исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить.
1 балл - ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не
умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но
односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное
объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.
0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их
наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с ошибками,
объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от
ответа.
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
•

Дидактическая игра

•

Игры-задания

•

Создание игровых ситуаций

•

Сюрпризные моменты

•

Использование аудио техники

•

Творческая работа (рисование, лепка)

•

Итоговые занятия

•

Открытые занятия для родителей

41

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации
программы дополнительного образования
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОКА ПРОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОГО
КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ИГРАЛОЧКА –
СТУПЕНЬКА К ШКОЛЕ»
Организационные условия:
Программа оказывается в соответствии с тарификацией, приказами по образовательному
учреждению.
Кадровые условия:
Программа

может

быть

реализована

педагогами

дополнительного

образования,

владеющими технологией «Школа 2100»
Материально-технические условия:
•

кабинет для занятий

•

раздаточный материал по темам

•

рабочие тетради

•

демонстрационный материал к изучаемым темам

•

касса цифр

•

карточки с изображением цифр

•

счётные палочки

•

картотека литературного материала

•

наборы тематических картинок

Подключение к интернету
• Не требуется
Настольные игры:
• «Счет до 20»
• «Часть и целое»

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БЛОКА ОБУЧЕНИЮ
ЧТЕНИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «АЗБУКА»
Организационные условия:
Программа оказывается в соответствии с тарификацией, приказами по образовательному
учреждению.
Кадровые условия:

42

Программа

может

быть

реализована

педагогами

дополнительного

образования,

владеющими методикой интенсивного обучения Лысенко О. В.
Материально-технические условия:
•

кабинет для занятий

•

рабочие тетради

•

касса букв

•

карточки с изображением букв

•

карточки слогов

•

картотека литературного материала

•

наборы тематических картинок

Подключение к интернету
• Не требуется
Настольные игры:
• «Азбука»
Методическое оснащение программы
1. Авторские программы Ольги Лысенко Азбука Методическое пособие для учителя
2. Методики интенсивного обучения Лысенко О.В. Обучение чтению за 15 уроков.
Методические рекомендации учителю.
3. Учебник «Обучение чтению за 15 уроков»
4. Методики интенсивного обучения Лысенко О. В. Рабочая тетрадь «Азбука» часть 1
5. Методики интенсивного обучения Лысенко О. В. Рабочая тетрадь «Азбука» часть 2
6. Методики интенсивного обучения Лысенко О.В. Рабочая тетрадь «Азбука» часть 3

2.3 Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Учебный класс (помещение № 4)
Столы ученические, регулируемые по высоте
Стулья ученические, регулируемые по высоте
Стеллаж
Мольберт
Доска магнитно-маркерная
Ростомер
Раздаточный материал на бумажном носителе с учебными материалами (рабочие
тетради)
Наглядные (демонстрационные) пособия: разрезная касса букв, плакат «Алфавит»,
листы с образовательными ситуациями: «Столько же, больше, меньше»,
«Сравнение по ширине», «Счет от 1 до 10» «Геометрические фигуры», «Время.
Часы», «Время «Времена года», «Лента букв»
43

9. Счетный материал
10. Набор геометрических фигур.
11. Дидактические игры на ознакомление с эталоном цвета и оттенками, формой,
величиной, фактурой, материалом
12. Разрезные цифры и математические знаки

2.4 Кадровое обеспечение
Реализация образовательной программы дополнительного образования «Подготовка к школе»
обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование
или
высшее
образование,
соответствующее
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего
звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило,
соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
дополнительное профессиональное образование –
направленность
(профиль)
которой
соответствует
общеобразовательной программы;

профессиональная переподготовка,
направленности
дополнительной

При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное
педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена
после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

2.4 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами отчета по итогам обучения являются:
– диагностические листы, открытые уроки, участие в конкурсах различного уровня.

2.5 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для текущего и промежуточного контроля созданы фонды оценочных средств, включающие
контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям
результатов подготовки по программе.
Фонды оценочных средств включают средства поэтапного контроля освоения знаний и
формирования умений:
- практические задания,
Результаты освоения выражаются в освоении знаний и умений, определенных в программе.
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется педагогом дополнительного
образования в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а
также выполнения учениками индивидуальных заданий.
44

2.6 Список литературы
1. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
2. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать.
– М.: Эксмо, 2009.
3. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.:
Эксмо, 2009.
4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников
грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.
5. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. М., 1991.
6. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978.
7. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.
8. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль,
1997.
9. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь
для детей 5 – 6 лет. М., «ТЦ Сфера», 2002г.
10. Колесникова Е.В. «Тесты для детей 4 - 5 лет»
11. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методические рекомендации для учителя
«Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методический комплект «Игралочка», 1, 2 часть,
М., «Ювента», 2010г.
14. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников.
15. «Игралочка», 1, 2 часть, методические рекомендации для учителя .М., «Ювента»,
2010г.
16. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка», 1, 2 часть, М.,
«Ювента», 2010г.
17. Шевелев К.В. «Тесты по математике», М., «Ювента», 2010г.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».